Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас.
Р.Ибрагимбеков, «Петля»
У каждого народа на Земле существует нечто сокровенное, общее, пронзительное; какая-то часть истории, которая заставляет всех людей объединиться на ментальном уровне и скорбеть. Великая Французская революция, война Алой и Белой розы в Англии, противостояние Севера и Юга в Америке, и, конечно, Великая Отечественная война в СССР. Эта трагедия коснулась всех граждан Советского Союза, а её тень простирается сквозь десятилетия, лишая сонного покоя живых. И даже мы, поколение, живущее под мирным небом, не можем забыть об ужасах той войны, в которой бесстрашно сражались наши деды и прадеды за наше мирное будущее. Но мы и не должны забывать. Наши дети, внуки и правнуки будут хранить память и безграничное уважение за подвиг, который был совершён. Ведь у людей, которые не знают своего прошлого, не может быть счастливого будущего.
Мы с детства много слышим о Великой Отечественной войне как об одной из самых страшных страниц истории нашей страны. Родители показывают нам фотографии и письма с фронта, сохранившиеся в домашних архивах, бабушки и дедушки рассказывают истории, в реальность которых сложно поверить до тех пор, пока не увидишь их искренние слёзы и дрожащие руки; пока не услышишь в их голосах нотки, которые наводят тебя на страшную мысль: всё это они видели своими глазами.
Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…». Но исторически сложилось так, что люди — единственные существа на планете, способные объявлять и вести войны, а посему они систематически на протяжении всего исторического процесса находят экономические, политические и психологически причины, чтобы пользоваться своим исключительным правом. И в счёт идут не отдельные люди, не семьи, не сотни и тысячи, а десятки миллионов человек.
Обратившись к статистике, мы увидим такие числа [1]:
Порядок расчета | Млн. чел. |
Численность населения СССР на 22.06.1941 г. | 196,7 |
Численность населения СССР на 31.12.1945 г. | 170,5 |
В т.ч. родившиеся до 22.06.1941 г. | 159,5 |
Общая убыль населения из числа живших на 22.06.1941 г. (196,7 млн. – 159,5 млн. = 37,2 млн. чел.) | 37,2 |
Количество умерших детей по причине повышенной смертности (из числа родившихся в годы войны) | 1,3 |
Умерло бы населения в мирное время, исходя из уровня смертности 1940 г. | 11,9 |
Общие людские потери СССР в результате войны (37,2 млн. + 1,3 млн. – 11,9 млн. = 26,6 млн. чел.) | 26,6 |
Почти двадцать семь миллионов чьих-то детей, отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, мужей, женихов, невест, друзей. Пятнадцать миллионов судеб, каждая со своей неповторимой историей, прервавшаяся и ставшая частью истории целого народа. Разумеется, можно жить, не вникая в суть: раз в год прикреплять Георгиевскую ленточку к одежде, смотреть по традиции очередной фильм на военную тему, восхищаться спецэффектами «Сталинграда» Фёдора Бондарчука и больше думать о будущем, а не о прошлом. Но я надеюсь, что в истории нашей страны никогда не наступит момента, когда былые подвиги, жертвы и страдания людей будут забыты. Потому что то, что было сделано за 1418 бесконечно долгих дней и ночей Великой Отечественной войны, должно остаться в веках.
Мою семью, как и большинство других семей в СССР, война коснулась напрямую: воевали оба прадеда. Бабушка, которой 22 июня 1941 года исполнилось 10 лет, трудилась в тылу. При этом я воспитывалась в традициях глубокого уважения к ветеранам, но знала очень немного о судьбе своих родственников на войне, так как жили они далеко, информации сохранилось мало, а разговоры с единственной выжившей бабушкой были трудными для нас обеих: ей совершенно не хотелось переживать всё снова, из-за волнения она зачастую прерывала свой рассказ и переходила на свой родной язык — татарский, который мне в большинстве случаев было трудно воспринимать. Я никогда не держала в руках трогательных фронтовых писем, а медали деда, лежащие на полке под слоем пыли, были словно загадочные символы, которые мне, казалось, никогда не удастся разгадать. Примерно с тринадцати лет мне казалось, что я упускаю что-то важное в своём прошлом и прошлом своей страны, что непременно существует нечто, что я должна знать, к чему я должна прикоснуться. Школьные уроки истории были чем-то увлекательным, но эфемерным, как будто всё это происходило слишком давно, чтобы осознать. Тогда я и подумать не могла, насколько близко я окажусь к тому, что занимало мои мысли.
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Александр Твардовский
Школьный курс истории Отечества предполагает 2 прохождения программы: в средней школе даётся база, в старшей школе курс повторяется, но уже более детально и большее внимание отводится не просто хронологии событий, а анализу, причинам, предпосылкам и последствиям. Программа средней школы не так сложна для восприятия, но заинтересовавшимся ученикам вряд ли удастся сложить полное впечатление о каком-либо изученном событии, ведь история требует анализа, требует проверки в нескольких источниках, требует непопулярных фактов, не опубликованных в большинстве книжек. В этом отношении мне довелось стать исключительным счастливчиком: мой школьный учитель истории с характерной фамилией Жуков был по совместительству руководителем поискового отряда «Стерх». На тот момент я знала о них немного, только то, что они готовят все патриотические мероприятия в школе и всегда отсутствуют на школьном параде войск, посвящённом 9 мая, из-за того, что каждый год в это время куда-то уезжают. Так как в этом отряде состояло несколько моих старших друзей, и я видела, как они увлечены, я неожиданно начала заваливать родителей вопросами о Великой Отечественной, осваивать игру на гитаре (так как это всегда было прямо ассоциацией к слову «поход») и спустя месяц, подойдя к своему историку произнесла фразу, ставшую в нашем отряде крылатой: «Мне уже 14 лет, а я до сих пор ничего для Родины не сделала». Так я и попала в мир для меня новый, удивительный, непривычный, но ставший «моим» сразу же.
Постепенно я начала узнавать, в каком направлении работает отряд. Дважды в год «Стерх» с дружественными ему отрядами выезжает на территорию Зубцовского района Тверской области для проведения весенней Вахты Памяти, а затем летнего строительного отряда в сельском поселении Погорелое Городище. В целом, деятельность отряда можно разложить на 4 направления [2]:
1. Поиск и перезахоронение останков советских воинов, павших на полях сражений Великой Отечественной войны, установление личностей погибших бойцов.
2. Строительство воинских мемориалов и братских захоронений с целью увековечивания памяти павших защитников Родины, уход за мемориалами и воинскими захоронениями.
3. Участие в культурных, исторических и военно-патриотических мероприятиях.
4. Проведение культурно-воспитательной работы среди молодежи с целью формирования нравственных ценностей, направленных на укрепление и развитие России, ее интеллектуального и духовного потенциала.
Подобный широкий спектр деятельности не может не заинтересовать, наряду с вопросом о том, почему выбор места проведения большинства мероприятий пал на Тверскую область? Какую роль сыграл город Зубцов, находящийся в 22,5 километрах от печально известного города Ржева? Почему страницы школьных учебников пестрят информацией о боях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, Курском и Севастополем, но советская историография почти всегда умалчивает о Ржевской битве? Задавшись этим вопросом, я нашла тому некоторые объяснения.
Ржевская битва — условное понятие, объединяющее 4 отдельные наступательные операции, проводимые войсками Западного и Калининского фронтов против группы армий «Центр», на Ржевско-Сычёвско-Вяземском направлении с 8 января 1942 года по 31 марта 1943 года в ходе Великой Отечественной войны.
Операции советских войск [3]:
1. Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция Калининского и Западного фронтов 08.01−20.04.1942.
Оборонительная операция войск группы генерала Белова Западного фронта — май-июнь 1942 года.
Оборонительная операция войск Калининского фронта в районе г. Белого — 2—27 июля 1942 года.
2. Первая Ржевско-Сычёвская (Гжатская) наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов — 30.07−01.10.1942 (по другим источникам — по 30 сентября 1942).
3. Вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операция («Марс») войск Западного и Калининского фронтов — 25.11−20.12.1942.
Одновременно: Великолукская операция части сил Калининского фронта — 24 ноября 1942 — 20 января 1943.
4. Ржевско-Вяземская наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов 0 — 02.03−31.03.1943.
Российский историк С.А. Герасимова, одна из тех, кто ввёл понятие «Ржевская битва» в историографию, в своей научной работе «Военные действия в районе Ржевско-Вяземского выступа в январе 1942 – марте 1943 гг.: Ржевская битва» так характеризует ситуацию на начало 1942 года: «Советское руководство во время войны ставило боевые действия в районе Ржева в один ряд с боями под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Севастополем, Одессой, с боями за Кавказ. Единственный выезд на фронт Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина в 1943 г. был именно на территорию бывшего немецкого ржевско-вяземского плацдарма – в район Юхнова и под Ржев. Но как только опасный плацдарм немецких войск вблизи столицы был ликвидирован, о длительных и жесточайших боях на этом участке фронта “забыли”. Неудачные действия наших войск на этом участке фронта, неосуществленные замыслы известнейших советских полководцев, огромные человеческие и материальные потери – все это привело к тому, что советское руководство и официальная военно-историческая наука просто вычеркнули “ржевскую мясорубку” и из истории войны, и из истории страны» [4].
Таким образом, мы видим, что Ржевская битва по праву считается одной из самых кровопролитных страниц Великой Отечественной войны из-за своей длительности и протяжённости. В отличие от сражений, проходивших в окрестностях одного города, таких как Ленинград и Сталинград, Ржевская битва растянулась на такие города, как Ржев, Зубцов, Сычевка, Гжатск, Вязьма, Белый и Оленино, не говоря уже о близлежащих сёлах, деревнях, посёлках. Неудачи первых наступательных операций можно объяснить множеством факторов: недостаточное количество танковых дивизий и опыта в проведении глубоких наступательных операций, недооценка сил врага и переоценка своих возможностей. Невзирая на это, каждая операция приносила свои результаты и приближала момент освобождения города, хотя потери на тот момент были колоссальные. К примеру, в одной только Ржевско-Вяземской операции участвовало с обеих сторон 7032 тыс.человек, более 53 тыс. орудий и миномётов, почти 6,5 тыс. танков и более 3 тыс. самолётов [5].
Подводя итог, я могу привести только сухую статистику, которая красноречивее любых рассуждений ответит на вопрос, почему о Ржевской битве не принято открыто говорить [6]:
Ржевско-Вяземская операция (8 января -20 апреля 1942 года):
/p>
Ржевско-Сычевская операция (30 июля – 23 августа 1942 года):
Ржевско-Вяземская операция (2-31 марта 1943 года):
Во всех операциях:
Ранее я указала на тот факт, что наш отряд работает на территории Погорелого Городища — посёлка, который редко указывается в исторических источниках, хотя его судьба не менее знаменательна, чем судьба больших городов.
Самой знаменитой вехой в истории данного населенного пункта стала Погорело-Городищенская наступательная операция, развернувшаяся в августе 1942 года, в ходе которой 20-я и 31-я армии Западного фронта разгромили Зубцовско-Кармановскую группировку противника и вышли к рекам Вазузе и Гжати. Погорелое Городище было освобождено от немцев 4 августа 1942 года [7].
И при этом всём нельзя не учесть тот факт, что поисковое движение России в основном сосредоточено вокруг более крупных городов. На территории Зубцовского района Тверской области мы провели уже 6 сезонов, с нами сотрудничают два местных отряда — «Звезда» (Погорелое Городище) и “Партизан” (г. Зубцов). Ежегодно наши ребята со старшим командирским составом преодолевают расстояние в 210 км и по несколько недель живут в палатках, спят в спальниках, питаются на полевой кухне, строят, копают, перебирают землю руками и ходят в свободный поиск с щупами и металлоискателями в надежде установить личность ещё одного солдата, павшего более 70 лет назад.
Командир отряда, Жуков Сергей Евгеньевич, характеризует работу таким образом:
«Объединение, частью которого является поисковый отряд «Стерх», провело на Тверской земле уже шестой сезон. Именно сезон, а не разовую акцию. В нашем случае под сезоном следует понимать комплекс мероприятий: разведку накануне основной поисковой экспедиции, поисковая Вахта (в мае) – собственно поиск и эксгумация останков павших воинов, участие в захоронении (22 июня) и строительство воинского мемориала (июль). Район, в котором мы работаем – это левый фланг Ржевской битвы. Останки бойцов, поднимаемые поисковиками, не могут оставить равнодушными даже скептиков, утверждающих о том, что нужно оставить погибших в покое. А когда удаётся установить контакт с родными погибших, которые из поколения в поколение передавали боль от утраты и от тьмы неизвестности, которой была окутана судьба пропавшего на войне предка – сомнений в обоснованности поиска становится ещё меньше.
Но категорически нельзя ограничиваться только эксгумацией останков. Если поиск заканчивается только этим, то действительно, пусть уж лучше солдаты лежат там, где их настигла смерть. Покой павших мы тревожим с тем, чтобы лишить сонного покоя живых. Погибшие за Отечество должны лежать там, куда придут люди с благодарностью и скорбью, и может быть, кто-то из них лишний раз задумается о смысле жизни и своей судьбе» [8].
С самых первых дней пребывания в отряде, все его участники понимают главное: быть поисковиком означает не только выполнять механическую работу по извлечению останков из земли. Наша основная задача — увековечивать и сообщать, и именно поэтому наша деятельность не ограничивается исключительно поиском.
Учитывая, что основной костяк нашей группы составляют школьники, мы сами редко работаем с архивами и ищем родственников обладателей найденных медальонов. Обычно этим занимаются выпускники, имеющие большой опыт в поисковом деле и ребята-студенты из дружественных нам отрядов, таких как ТПК «Горизонт» Московского Энергетического Института.
Дабы не быть голословной, хочу привести информацию об итогах двухдневной осенней Вахты, которая является ещё одним неотъемлемым мероприятием нашей циклограммы. За два рабочих дня были подняты останки 4-х советских бойцов, найдено два медальона, один из которых удалось прочитать:
Согласно донесению о безвозвратных потерях №429 штаба 148 ОСБр от 06.01.1943 в том же месте, помимо Четверикова Н.И., захоронены еще четверо красноармейцев, среди которых Овсянников Е.В., чей медальон был найден в рамках весенней Вахты памяти. Это позволяет сделать вывод о том, что скорее всего обнаруженные останки принадлежат, в том числе, указанным в документе бойцам [9].
За последние три года объединением отрядов, частью которого является и «Стерх», было поднято и захоронено около 600 солдат. Захоронение проходит ежегодно в День памяти и скорби 22 июня, на территории мемориала в с.п. Погорелое Городище на Улице Черкасова. Мемориал был полностью отреставрирован нашим объединением за 4 года с 2007 по 2011 год. В настоящее время ведётся работа по реставрации захоронения на Пионерской площади с.п. Погорелого Городища, и ориентировочно в 2014 году работа будет закончена. И, разумеется, это не предел. Нас ожидают приглашения на работу на 12 мемориалах Зубцовского района.
За 4 года в отряде «Стерх» я приняла участие в 4 весенних поисковых экспедициях «Вахта Памяти», в 5 строительных отрядах на мемориалах Зубцовского района Тверской области и в 2 на территории 143 км по МКАД; 7 ноября 2011 участвовала в торжественном параде на Красной площади в честь 70-летия парада войск перед битвой под Москвой. 2 года назад была награждена медалью за активную гражданскую позицию. Но вся эта пустая статистика меркнет перед тем чувством, когда щуп вонзается в мокрую землю и с глухим звуком натыкается на что-то твёрдое, когда в глазах появляется азарт и взмахи лопатой ускоряются, когда на штыке лопаты в комке грязи виднеется чёрный цилиндр смертного медальона. Когда вечером в большой палатке специальными предметами раскручивается найденный медальон, и над человеком, который делает это медленно, с осторожностью, нависает несколько десятков лиц с глазами, преисполненными надежды. Надежды на то, что содержимое медальона — листок, заполненный карандашом — сохранил своё качество спустя 70 лет, и мы сможем узнать хоть какую-то информацию о его обладателе. И потом, после долгих поисков, позвонить в дверь, которую откроет пожилой человек, скорее всего, с той же фамилией, что написана на листке в медальоне, и сказать, что его отец не пропал без вести, что он найден и будет похоронен по христианским обычаям.
Можно долго говорить о подвиге, который был совершён нашими дедами и прадедами ценой их жизней. Мне же вспоминается фраза Александра Васильевича Суворова: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат». В России отголоски войны будут слышаться ещё долго. Но за свою жизнь я хочу сделать всё возможное, чтобы конец этой войны настал как можно скорее.
Эльвира Дерябина, студентка 1-го курса РУДН,
активный участник поисковой группы “Стерх” с 2009 г.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Кривошеев Г.Ф. (под редакцией). Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил. – М., 2001
2. Деятельность // Поисковая группа “Стерх” [Электронный ресурс]
3. Ржев. Город воинской славы // Межгосударственный союз Городов-Героев [электронный ресурс]
4. Герасимова С.А. Военные действия в районе ржевско-вяземского выступа в январе 1942 – марте 1943 гг.: Ржевская битва: Автореф. дис. канд. ист. наук. – Тверь: Твер. гос. ун-т; Ред.-изд. упр., 2002.
5. Статюк И. Ржевско-Вяземская операция. Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция 8 января- 20 апреля 1942. – М., 2007.
6. История Ржева. (Колл. мон.) / Под ред. Е.И.Ожогина – Ржев, 2000.
7. Погорелое Городище // Просёлки [Электронный ресурс]
8. Жуков С.Е. Лишить сонного покоя живых // Патриотический вестник Юго-Запад. – М., 2013.
9. Осенняя Вахта – 2013 // Поисковая группа “Стерх” [Электронный ресурс]