5 мая завершилась очередная Вахта Памяти. Мы работали на Тверской земле, близ границы со Смоленщиной. Дела заставили меня 1 мая уехать, поэтому расскажу о самом начале, с 27 апреля по 1 мая, как проходила Вахта.
Мы приехали одними из первых, ранним утром 27 апреля. Ближе к полудню начали стягиваться остальные наши ребята. Начали ставить лагерь. На отшибе, как нам казалось. Потом этот отшиб сам самым эпицентром, пришлось переезжать.
Подъехал УАЗ с основной снарягой. Не перестаю удивляться УАЗ’у – едет вопреки всему разумному, почему – не понятно. Пусть это и остается тайной 😉
Начинаем разбираться. Установка лагеря – процесс трудоемкий, и зачастую муторный, но в этот раз все сделали довольно быстро и дружно.
Погода стояла дождливая, поля подтопило. Проезжали далеко не все. Кого-то дотаскивали на “галстуке”, кто-то, в основном 4×4, приезжали сами. Легковушки так и стояли на стоянке, ездили на раскоп полноприводные машины.
В этом году благодаря стараниям руководителя отряда “Память Метростроя” Сергея Васильевича Куликова появилась такая вот палатка под столовую. По общему мнению – вещь! Стенки застегиваются, внутри сухо и не дует.
Чуть позже приехали наши друзья – “горизонтовцы” – и поставили одну из своих хоз.палаток у входа. Настоящий отель!
На фотографии выше – хорошая погода, на самом деле, все было примерно так:
Ну разве не мила сердцу каждого русского человека, эта жирная чавкающая грязюка? Отрада! Грязь не сало – потер и отстало!
Бывало, и машины застрявали. Ну, что об этом, рабочий момент. Армейский фал, человек двадцать – и машина вытащена.
Работали и по уже проверенной информации, и разведывали, искали. Старые раскопы, конечно в воде. Надо откачивать.
Часть откачивали мотопомпой, не сразу, конечно, надо было повозиться, чтобы ее завести:
Часть откачивали вручную – так быстрее при должном количестве человек и энтузиазме.
Ни с тем, ни с другим проблем не было, работа спорилась!
Откачанные ямы углубляли, пробивали щупами. С лопатой работа тяжелая по весне, чего там рассказывать. Земля – не земля, комья глины – тяжелой, липкой… Но, как говорится, “бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит!”.
Пошли останки:
Фаланга пальца:
Ребята вокруг прочесывали местность с глубинным металлоискателем:
Это уже в другом месте другая наша группа шурфит поле. Есть информация – значит надо проверять. Технология довольно проста: откапывается шурф, пробивается щупом. Если щуп “стучит”, есть характерный запах… то шурф расширяется и углубляется, пока не начнут появляться останки. Земля с останками бережно вынимается наверх, перебирается вручную.
Раскопки занимают большую часть дня, но и вечером остается время отдохнуть после тяжелого дня, отстираться, помыться в походной бане, пообщаться.
Посидеть вечерком у костра. Это одни из самых душевных моментов!
Ночь. Для детей и молодежи уже отбой, взрослые и командиры еще решают организационные вопросы, определяют задачи цели, подводят промежуточные итоги и тоже отправляются спать. Генератор скоро затихнет, и лагерь погрузится в темноту до утра.
Утра бывали морозными, с весенними утренниками, когда термометр опускался ниже 0. Эти утром я проснулся за полчаса до рассвета – нос замерз. Сон был нарушен, и я вылез из палатки. Все вокруг покрыто инеем и тонкой корочкой льда.
Сумерки, все вокруг в холодной синей гамме, луна высится на небосклоне.
Безветренно, холодно. Горизонт окрашивается в оранжевые тона, и вскоре над ним всплывает огненным шаром солнце. Начинает теплеть…
Вот в общем-то и все. Небольшой отрывок Вахты – то, что я успел увидеть и запечатлеть. Итогом Вахты, при совместных усилиях поисковых групп «Стерх», «Память Метростроя», ТПК «Горизонт» и «Партизан» из г. Зубцов, стали поднятые останки 147 советских солдат, 5 смертных медальонов, 2 из которых удалось прочитать, остальные находятся в процессе экспертизы.
Ниже – еще небольшая подборка фотографий.
Всем большущее спасибо за компанию и за ту энергию, огонек ваших душ, который вы вкладываете в общее дело!
А. Соловей